Aa
Уфа, ул. Блюхера, 25/1
Уфа, ул. Академика Королева 26/1
Уфа, ул. Вологодская, 68
+7(347)233-88-33 +7(347)236-10-33 +7(347)283-25-90
Aa

Как не стать жертвой интернет-мошенников





Информационно-разъяснительные материалы размещены на следующих интернет-ресурсах:

МВД России:
https://мвд.рф/Videoarhiv/Socialnaja reklama
https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/убк
t.me/cyberpolice_rus

Банк России:
cbr.ru/protection rights/finprosvet
vk.com/cbr official
t.me/centalbank_Rissia
https://dni-fg.ru/
https://fincult_info
https://doligra.ru
t.me/fintrack_cbr
t.me/ fincult_info
vk.com/finprosv

Минцифры России:
https://www.gosuslugi.ru/cybersecuity
https://киберзож.рф
https://выучисвоюроль.рф
https://прокачайскиллзащиты.рф
https://готовкцифре.рф
t.me/mintsifry

Интернет-ресурсы финансово-кредитных учреждений, операторов связи и компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационной безопасности:
https://www.sberbank.ru/ru/person/kibrary
https://learn.vtb.ru/fingram/
https://megafon.ru/help/antifraud/
https://kaspersky.ru/resource-center
https://kids.kaspersky.ru/
https://rocit.ru


Прокуратура разъясняет

Коррупционные правонарушения в сфере закупок

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Необходимо учитывать, что при проведении проверок в указанной сфере прокурорами выявляются нарушения, связанные с фактами: выполнения государственного контракта аффилированными лицами заказчика; осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе; необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги); оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией; участия в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.

Существует нескольких основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов.

Первый способ – систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц, то есть аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.

Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.

Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере государственных закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, и иные нарушения антимонопольных требований в ходе организации торгов, а также предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4 (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 205.5 (подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг), 304  (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по статье 159 УК РФ (мошенничество).


Явка с повинной как смягчающее обстоятельство

Под явкой с повинной, которая в силу пункта «и» части 1 статьи 61 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), является обстоятельством, смягчающим наказание, следует понимать добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении.

Согласно части 2 статьи 142 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление о явке с повинной может быть сделано, как в письменном, так и в устном виде. Неоформление заявления о явке  с повинной в качестве самостоятельного процессуального документа не влияет на учет этого обстоятельства в качестве смягчающего наказание.

Не признается явкой с повинной заявление о преступлении, сделанное лицом хотя и добровольно, но в связи с его задержанием по подозрению в совершении данного преступления. В таких случаях, признание лицом своей вины в совершении преступления может быть учтено судом в качестве иного смягчающего обстоятельства в порядке часть 2 статьи 61 УК РФ или, при наличии к тому оснований, как активное способствование раскрытию преступления.

Добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении признается явкой с повинной и в том случае, когда лицо в дальнейшем в ходе предварительного расследования или в судебном заседании не подтвердило сообщенные им сведения. При совокупности совершенных преступлений явка с повинной как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается при назначении наказания за преступление, в связи с которым лицо явилось с повинной.

Явка с повинной, признанная судом первой инстанции в качестве смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного  пункта «и» части 1 статьи 61 УК РФ, при отсутствии отягчающих обстоятельств является основанием для назначения наказания с применением положений части 1 статьи 62 УК РФ. В данном случае срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.


Признание пропавшего человека безвестно отсутствующим или умершим

Признание пропавшего человека безвестно отсутствующим или умершим осуществляется исключительно в судебном порядке.

Для этого заинтересованные лица (обычно это родственники пропавшего) должны подготовить соответствующее заявление и подать его в районный суд по месту своего жительства. Неопределенность социального статуса пропавшего влияет на жизнь его близких.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина таковым, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

В чем разница между умершим и безвестно отсутствующим гражданином?

Главное отличие указанных заявлений обусловлено тем, что гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года нет сведений о месте его пребывания. Умершим гражданин может быть признан судом, если нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта:

  • его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства;

  • отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможности это место установить.

Дела указанной категории рассматриваются с обязательным участием прокурора.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение.

Новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.


Обжалование решений судов по гражданским делам в апелляционном порядке

Суд апелляционной инстанции осуществляет проверку законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений, определений судов общей юрисдикции, принятых ими по первой инстанции. Правом апелляционного обжалования решений суда первой инстанции обладают стороны и другие лица, участвующие в деле.

Апелляционная жалоба на не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) подается через суд, принявший решение.

Срок подачи апелляционной жалобы на решение суда установлен частью 2 статьи 321 ГПК РФ и составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.  

Лицо, пропустившее срок апелляционного обжалования, вправе обратиться в суд, принявший решение, с заявлением (ходатайством) о восстановлении пропущенного процессуального срока в порядке статьи 112 ГПК, которое подлежит рассмотрению судом первой инстанции. При этом в заявлении (ходатайстве) должны быть указаны причины пропуска срока на подачу апелляционных жалобы, а одновременно с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд первой инстанции должна быть подана апелляционная жалоба, отвечающая требованиям статьи 322 ГПК РФ. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается в судебном заседании.

К уважительным причинам пропуска срока апелляционного обжалования могут быть отнесены обстоятельства, объективно препятствующие совершению заявителем соответствующих процессуальных действий (например, чрезвычайные ситуации и происшествия, тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.).


Как оспорить бездействие судебного пристава?

В соответствии со статьей 121 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП), а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Такая жалоба подается в течение 10 дней со дня вынесения ФССП, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Жалоба на действия или бездействие должностных лиц службы судебных приставов может быть подана непосредственно вышестоящему должностному лицу ФССП: на судебного пристава-исполнителя – начальнику отделения судебных приставов-исполнителей, на начальника отделения – руководителю органов ФССП по субъекту.

Кроме того, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном законом.


Основания и порядок взыскания неосновательного обогащения

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьями 1104, 1105 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.

Кроме того, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (статья 1107 ГК РФ).

В силу статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Взыскание неосновательного обогащения осуществляется в судебном порядке по исковому заявлению потерпевшего либо его представителя.  Исковые заявления указанной категории направляются в суд по месту жительства гражданина или адресу организации ответчика. Если объектом неосновательного обогащения являлось недвижимое имущество, то такое заявление предъявляется в суд по месту нахождения этого имущества.


Уголовная ответственность организации за неуплату налогов, страховых взносов и сборов

Уголовная ответственность по статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает, если организация умышленно не платила налоги (страховые взносы, сборы) в крупном или особо крупном размере и при этом:

- не подавала декларации (расчеты) и другие документы, которые обязана была подавать;

- включала в декларацию и другие документы заведомо ложные сведения.

К ответственности привлекут должностных лиц организации, которые подписывали и подавали отчетность в инспекцию и должны были отвечать за полную и своевременную уплату налогов. Такими лицами могут быть:

- руководитель организации;

- другой сотрудник, который был уполномочен подписывать и представлять отчетность (например, главный бухгалтер);

- лицо, которое не являлось руководителем, но фактически выполняло его обязанности (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48).

За неуплату налогов (страховых взносов, сборов) в крупном размере суд может назначить максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет. За совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере виновному лицу грозит до пяти лет лишения свободы.

При этом крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.


Ответственность за распространение недостоверных сведений и иной противоправной информации

С развитием социальных сетей и онлайн коммуникаций скорость распространения новостей, мнений о важных событиях значительно возросла. При этом, следует знать, что за распространение заведомо ложных новостей законодательством предусмотрена ответственность.

Что такое «фейковая новость»? Это искаженная или лживая информация о каких-либо значимых событиях. Как правило, ее распространение связано с получением финансовой выгоды от рекламы на сайте или странице в социальных сетях.

В соответствии с частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) распространение в средствах массовой информации и на сайтах информационно – коммуникационной сети «Интернет» заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере до 100 тыс. рублей для граждан и до 500 тыс. рублей на юридических лиц.

Статьей 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшей тяжкие последствия, предусмотрено максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы.

Кроме того, за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, предусмотрена административная ответственность по статье 20.3.3 КоАП РФ.

Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий влечет уголовную ответственность по статье 207.3 УК РФ.

Кроме того, статьей 20.3.4 КоАП РФ введена административная ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.

За повторное совершение указанного правонарушения после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 284.2 УК РФ.

Возврат к списку